В мире существует два законодательных акта о персональных данных пользователей, имеющие международную юридическую силу. Это европейский регламент GDPR и калифорнийский закон о защите прав потребителя CCPA. Если с первым протоколом всё относительно понятно, он регулирует торговые отношения и любые сделки с гражданами стран Евросоюза, то второй регламент малопонятен в том числе для жителей США.
Во-первых, чтобы CCPA заработал, ваша компания должна иметь штаб-квартиру или хотя бы официальное представительство на территории штата Калифорния, что уже невыполнимо для малого и среднего бизнеса. Во-вторых, доменные имена сайтов обязаны регистрироваться через американские сервисы, а это повышает риски утечек, взломов и пропажи данных.
Наконец, в-третьих, из-за неподъёмных штрафных мер за несоблюдение условий, оба закона заработали крайне негативную общественную оценку, которую поддерживают авторитетные СМИ. Например, если сервер магазина оказался атакован хакерами, банковские счета покупателей утекли в интернет, а виновника не установили, то бренд в любом случае оплачивает компенсацию до 20 миллионов евро, что часто приводит к очевидному банкротству.
В России ситуация иная, здесь персональные данные пользователей защищает Федеральный Закон № 152, последние поправки в который внесены в 2019-м году. Согласно его ключевым моментам, компания, занимающаяся сбором и обработкой данных, обязуется:
Прежде, чем человек введёт свой email или номер телефона, ему нужно рассказать о следующих моментах:
Ключевой минус закона CCPA в том, что он не оставляет потребителю выбора: либо клиент по умолчанию соглашается на все условия обработки собственных данных, либо сделка не состоится. Протокол GDPR и его российский аналог работают в совершенно другом ключе: права покупателя ценятся выше, поэтому он имеет право «поставить галочку» только напротив тех пунктов, которые интересны ему и не вызывают вопросов.
На практике это решается следующим образом:
Любые сделки можно совершить в «гостевом» режиме, без создания аккаунтов, а кроме адреса электронной почты больше ничего спрашивать у клиента не нужно. Остальные данные лучше запрашивать ситуационно со строго прописанными целями, например, так:
Подводя итог, можно сказать следующее: