Реализация CRM-системы в маркетинге может быть разной, в зависимости от целей и задач бизнеса. Но есть базовые шаги:
1. Составить стратегию коммуникаций, определить цели, изучить целевую аудиторию. Согласно
исследованиям, 50% потенциальных клиентов интернет-магазинов не являются их целевой аудиторией. Если вы ориентируетесь на неверную группу потребителей, есть риск потерять время и деньги. Для начала решите, кто из покупателей лучше соответствует вашему бизнесу. Проанализируйте клиентскую базу, составьте портрет идеального клиента и определите, кто может быть потенциальным покупателем. Это позволит выбрать подходящие каналы коммуникаций и стиль общения.
2.
Выбрать систему для сбора данных и коммуникаций. Чтобы собрать и систематизировать информацию о клиентах, можно использовать блокнот, Excel-таблицы или другие инструменты, но гораздо удобнее делать это с помощью CRM-системы. В ней вся информация о клиенте доступна в режиме единого окна. В систему приходят обращения от клиентов из всех каналов коммуникации, что значительно упрощает работу менеджеров: не нужно переключаться между разными вкладками, чтобы отвечать на сообщения в разных социальных сетях.
3. Настроить сбор данных о клиентах. Собирать необходимую информацию можно с помощью формы подписки на сайте, чат-бота или анкеты. Например, когда клиент попадает на страницу магазина
OILAND, ему предлагают ответить на несколько вопросов о питании, образе жизни и проблемах с кожей. Эту информацию заносят в пользовательские поля, и в дальнейшем клиенту предлагают то, что ему точно понравится.
4. Настроить и запустить регулярные персонализированные коммуникации. Скорость и эффективность — основные принципы управления взаимоотношениями с клиентами в CRM-маркетинге. Чтобы выходить на связь с покупателем регулярно, настройте рассылки. А чтобы задействовать все каналы коммуникации, сделайте их каскадными.
5. Определить метрики и проанализировать результаты. Для оценки эффективности CRM-маркетинга установите ключевые показатели в зависимости от поставленной цели. Например, если ваша цель — превратить как можно больше потенциальных клиентов в покупателей, стоит отслеживать такие показатели как LTV и стоимость привлечения клиента.