CRM и ERP: что это такое и чем отличаются

Разбираемся, какую программу выбрать для бизнеса
02.10.2024 ⏱ 6 минут
CRM и ERP: что такое и чем отличаются
Когда бизнес начинает расти, управлять им вручную становится сложно — появляется много рутинных операций, данные теряются. Компания начинает искать разные варианты автоматизации и может столкнуться с такими понятиями, как CRM- и ERP-система. Эти инструменты помогают автоматизировать многие процессы, разгрузить команду и облегчить работу.

Вместе с директором по продукту RetailCRM разбираемся, в чём разница между системами, для чего они нужны и что выбрать в итоге.

Что такое CRM и ERP

CRM — Customer Relationship Management или ЦРМ-система — переводится, как «управление взаимоотношениями с клиентами». Это программа, которая помогает автоматизировать продажи, маркетинг и взаимодействие с клиентами в едином окне.
 интерфейс RetailCRM
Вот так выглядит интерфейс RetailCRM. Система помогает перевести бизнес-процессы в режим одного окна, принимать заказы из чатов, автоматизировать продажи, программу лояльности и рассылки для увеличения прибыли
CRM-система автоматизирует бизнес-процессы и экономит время на рутинных задачах. С помощью программы можно обрабатывать заказы из разных источников в едином окне, собирать и хранить данные клиентов, строить воронку продаж, контролировать работу менеджеров и отслеживать аналитику бизнеса.
«CRM — это как лучший друг бизнеса, который всегда помнит, что вы любите печенье с шоколадом.

Система хранит информацию о клиентах, например их любимые товары и истории покупок; показывает, какие товары продаются лучше, а какие — не очень; помогает отправлять персонализированные предложения. Представьте, что каждое письмо с предложением о скидке на шоколадное печенье отправляется только тем, кто его любит»
Максим Сосна
Максим Сосна
Chief Product Officer RetailCRM
ERP или Enterprise Resource Planning — комплексная система планирования и управления ресурсами компании. С помощью программы можно объединить различные отделы и бизнес-процессы. Например, финансы, производство, склад, управление персоналом, маркетинг.
«ERP — это как семейный бухгалтер, который занимается не только деньгами, но и управлением запасами, планированием и подобными вещами.

ERP следит за доходами и расходами, помогает не тратить больше, чем зарабатываете; учитывает, сколько у вас осталось товара на складе и когда нужно заказывать новые; сводит все данные вместе. Это как большая таблица, где есть всё: сколько товара продано, сколько осталось, и сколько нужно ещё купить»
Максим Сосна
Максим Сосна
Chief Product Officer RetailCRM
Зарегистрируйтесь
в RetailCRM и развивайте бизнес вместе с нами
Управляйте бизнес-процессами в едином окне. Принимайте заказы из чатов, автоматизируйте продажи, программу лояльности и рассылки для увеличения прибыли
14 дней ★тестового периода

Какие задачи решает CRM

Основная задача CRM — структурировать процессы и навести порядок в работе бизнеса. Но у программы есть и другие функции:

  • работа с клиентской базой;
  • автоматизация продаж;
  • запуск и автоматизация CRM-маркетинга;
  • автоматизация бизнес-процессов;
  • аналитика и отчётность.
Работа с клиентской базой. CRM дает возможность хранить информацию о клиентах: контактные данные, историю покупок, предыдущие взаимодействия, договорённости и предпочтения.

Всю информацию по покупателям CRM собирает и хранит в специальном разделе «Клиенты», где у каждого есть карточка. В ней менеджер видит, например контакты, дату заказа, оплату, средний чек.
Список клиентов в RetailCRM
Если нажать на клиента в RetailCRM, откроется его карточка с подробными данными и историей взаимодействия
В CRM могут быть встроенные фильтры, которые помогают выделить покупателей по определённым критериям. Например, найти тех, кто не покупал больше трех месяцев или интересовался товарами из акционной рассылки.
Карта клиента в RetailCRM
В RetailCRM вся информация подтягивается в карточку клиента. Здесь хранится его ФИО, телефон, история покупок, средний чек, индивидуальные предпочтения
Автоматизация продаж. Менеджеры могут управлять процессом продаж от момента заказа до закрытия сделки. Заказы со всех онлайн- и офлайн-источников попадают в CRM. Система сама распределяет их между менеджерами, ставит задачи, меняет статусы и двигает по воронке продаж.
Список заказов в RetailCRM
RetailCRM собирает все заказы в отдельный список. Менеджер видит дату сделки, сумму, имя и фамилию покупателя, статус заказа
Запуск и автоматизация CRM-маркетинга. В CRM-системе есть инструменты, которые позволяют бизнесу автоматизировать процесс маркетинга, внедрять сегментацию и персонализацию.

Глубокая сегментация, e‑mail рассылки и триггерные сообщения повышают долю повторных заказов и оптимизируют затраты бизнеса.
Автоматизация бизнес-процессов. CRM помогает работать с клиентской базой, обрабатывать заказы на всех этапах воронки продаж. Программа поможет запустить и автоматизировать CRM-маркетинг, настроить внутренние процессы компании. Например, спланировать загрузку менеджеров, распределить заказы или сообщения из мессенджеров и соцсетей, чтобы клиенты вовремя получили ответ и не ушли к конкурентам.

Аналитика и отчетность. В CRM есть инструменты для анализа данных о клиентах и эффективности продаж, регулярной отчетности. Это помогает координировать и отслеживать бизнес-процессы и не потеряться в хаосе из сервисов и разрозненных данных.
Аналитика бизнеса в RetailCRM
CRM-система может анализировать операционные и финансовые показатели, товары, менеджеров и маркетинговые кампании

Зачем нужна ERP

ERP-система синхронизирует все подразделения и отделы производства. Она состоит из множества программных модулей и объединяет работу всех сотрудников компании: продажи, цех, склад, бухгалтерию и отдел маркетинга. Например, когда менеджер вносит новый заказ в базу данных, производство получает информацию, когда и какой товар нужно изготовить.

Вот примеры ERP-систем, которые может использовать бизнес:

  • 1С:ERP управление предприятием;
  • Компас;
  • Галактика ERP;
  • Oracle Cloud ERP.
ERP
Так выглядит интерфейс 1С: ERP Управление предприятием, которая помогает управлять всеми процессами в компании в единой системе
Основные функции ERP:

  • работа с бухгалтерией и финансы;
  • управление производством;
  • работа с поставщиками;
  • управление проектами;
  • работа с клиентами;
  • ведение кадрового учета;
  • работа с аналитикой и отчётностью.
Работа с бухгалтерией и финансами. ERP помогает компании контролировать бюджет, вести бухгалтерский и налоговый учет, управлять дебиторской и кредиторской задолженностью.

Управление производством. С помощью системы можно планировать загрузку производства, управлять запасами, вести учёт работников и ресурсов, которые будут задействованы, контролировать качество продукции. В ERP удобно определять и контролировать сроки и объемы поставок.

Работа с поставщиками. В системе удобно определять и контролировать сроки и объемы поставок, планировать закупки, оптимизировать логистику.

Управление проектами. ERP помогает планировать и мониторить проектные мероприятия, управлять ресурсами и временем.

Работа с клиентами. В ERP можно вести клиентскую базу, управлять продажами, анализировать потребности клиентов и запускать маркетинг.

Ведение кадрового учета. В системе ведут данные по всем сотрудникам, рассчитывают зарплату, оценивают эффективность персонала и планируют обучение.

Работа с аналитикой и отчетностью. ERP генерирует отчеты по разным бизнес-показателям. Инструменты для бизнес-анализа и принятия решений.
Более 120 интеграций
с сервисами
Складские системы, онлайн-кассы, доставка, телефония, CMS и маркетплейсы, мессенджеры и соцсети
14 дней ★тестового периода

Чем ERP отличается от CRM

CRM используют для автоматизации, продаж и взаимодействия с клиентами, ERP — для планирования ресурсов и управлениями ими. Поэтому сравнивать эти две системы не совсем корректно — они разные, но могут дополнять друг друга и помогать бизнесу решать задачи.
«В некоторых вещах ERP действительно превосходит CRM. ERP — это как суперсовременная кухня с кучей функций, куда ты ещё можешь докупить/установить много дорогих решений, CRM — это Kenwood с кучей насадок, компактный, функциональный, такой all-in-one набор, но всё же умеет меньше, по сравнению с целой кухней»
Максим Сосна
Максим Сосна
Chief Product Officer RetailCRM
Нет универсального ответа, какую систему выбрать. Всё зависит от специфики бизнес-процессов, размера организации и задач. Например, ERP пригодится, если ваша компания сосредоточена на повышении эффективности производственных отделов и логистики, а CRM-система — если бизнес сосредоточен на продажах и клиентах.
Рассмотрим несколько типовых ситуаций в бизнесе и поясним, какое решение подойдет лучше всего.

Проблема: много пропущенных звонков от клиентов.
Решение: CRM оповестит о#nbsp;текущих и пропущенных звонках, создаст задачу «Перезвонить клиенту» и напомнит менеджеру о ней.

Проблема: данные о бизнес-процессах разбросаны по разным отделам и приложениям.
Решение: ERP соберёт всё в одном месте и проведёт анализ всех бизнес-процессов.

Проблема: с каждым днём заявок от клиентов становится всё больше и менеджеры не успевают их обрабатывать.
Решение: CRM позволит обрабатывать заказы в пару кликов и сократить время на рутинные задачи.

Проблема: заявки приходят из разных каналов и теряются.
Решение: CRM автоматически распределит заказы из разных источников между менеджерами и поставит им задачи.

Проблема: остатки на складе не отслеживаются, из-за чего товары могут неожиданно закончиться.
Решение: ERP поможет отследить количество товаров на складе и их движение.

Проблема: отдел продаж растет, а продажи нет.
Решение: CRM соберет статистику по менеджерам и продажам в единой системе и поможет проконтролировать сотрудников.

Проблема: производственная нагрузка растёт, а продажи нет.
Решение: ERP автоматизирует работу сотрудников и ускорит работу с ресурсами.

Проблема: информация о клиентах теряется.
Решение: CRM автоматически сохраняет все данные клиента в карточке, которые всегда будут под рукой.
«На старте бизнеса, скорее всего, не нужно всё то, что предлагает ERP. Она может оказаться слишком сложной и дорогой на начальном этапе. На этом уровне бизнесу вполне хватит CRM, которая поможет управлять клиентами, собирать информацию о продажах и помогать с маркетингом.

Когда бизнес вырастет и потребности усложнятся, тогда уже можно подумать про ERP"
Максим Сосна
Максим Сосна
Chief Product Officer RetailCRM

Что в итоге

1. CRM и ERP — две системы для автоматизации бизнеса, которые заточены под разные процессы.

2. Задача CRM — автоматизировать продажи, настроить работу с клиентами, запустить маркетинг и держать бизнес-процессы под контролем.

3. Задача ERP — управлять производством и запасами.

4. Выбор между CRM и ERP зависит от того, где бизнес сейчас и что ему нужно. В идеале компании нужны обе системы. Если бизнес небольшой, выбирать стоит ориентируясь на процессы, которые необходимо автоматизировать в первую очередь. Например, если компания нацелена на продажи и коммуникацию с клиентами — выбрать CRM. Сосредоточена на производстве — ERP.
Повышайте повторные продажи, LTV и лояльность клиентов
Автоматизируйте маркетинг, с помощью каскадных рассылок, гибкой сегментации и персонализации
Тариф PRO★ 14 дней бесплатно
Яна Сонина
Редактор
Максим Сосна
Chief Product Officer RetailCRM
Мария Емельяненко
Автор
Оцените статью
Зарегистрируйтесь
в
и развивайте свой бизнес быстрее
RetailCRM
дней пробный период